Публикации

Конкуренция – она и в Африке конкуренция. С этой банальной фразы хочется начать рассказ о недобросовестной конкуренции в интернете.


Начнем с того, что интернет является не просто рекламной площадкой, но обширным полем для коммерческой деятельности. 30 миллионов пользователей интернета в России очень привлекательная аудитория для бизнеса. Тем более, что это платежеспособная аудитория. У людей пользующихся интернетом есть деньги – это утверждение не требует доказательств. И все усилия десятков тысяч фирм, продвигающих свой бизнес в сети, направлены на то, чтобы получить деньги этой многомиллионной аудитории. Конкуренция неотъемлемая часть любого бизнеса, в том числе и в интернете. И борьба ведется теме же самыми способами, что и в оффлайне + еще кое-что. Вот на этом кое-что мы и остановимся.


Для начала пройдемся по стандартным способам конкурентной борьбы:


Ценовая политика – как я уже писал в одной из статей, интернет позволяет существенно сократить расходы на товары, за счет правильной системы логистики и более дешевой рекламы. Отсутствие складских помещений для компаний, осуществляющих дистанционную торговлю товарами является существенным преимуществом и позволяет снизить затраты, а значит и стоимость товаров для конечного пользователя. А реклама в сети может оказаться на порядок дешевле  наружной или рекламы в СМИ.


Массированная реклама – война рекламных бюджетов – в интернете это особенно заметно. Взять хотя бы  контекстную рекламу в Директе. При достаточном бюджете и размещении объявлений в спецразмещениях, можно значительно снизить стоимость привлечения одного посетителя, а значит и покупателя. Ну и продвижение – оцените бюджет на продвижение окон и кондиционеров. Здесь выигрывают те, кто способен на серьезные вложения в сетевую рекламу.


Социальные медиа-ресурсы – речь не идет о продвижении в социальных сетях. Это могут быть и форумы, и блоги, да что угодно. Речь идет об умении работать с целевой аудиторией в режиме он-лайн. Для этого нужно хорошее знание товара и услуги и умение грамотно и интересно писать об этом. По оценке экспертов, многие покупки делаются на основании рекомендаций. Умение дать рекомендацию ненавязчиво и объективно – это большое искусство.


Грамотное позиционирование товара или услуги – это важно. Направленность рекламных коммуникаций на целевую аудиторию, повышает эффективность инвестиций в рекламу, а значит, снижает ее стоимость. Не бить из пушки по воробьям – это правильно. Стреляйте из винтовки с оптическим прицелом – так вернее и дешевле.


Дифференциация товарных предложений – совместно с позиционированием именно в интернете, политика дифференцирования может принести существенный эффект. Интернет позволит Вашим товарам и слугам не мешать друг другу. Но это отдельная тема разговора. В дальнейшем мы об этом расскажем.


Есть и другие методы, но как видите, они вполне корректны, и укладываются в наше понимание маркетинга.



Но интернет позволяет бороться с конкурентами и менее корректными способами, и это еще мягко сказано. Рассмотрим такие способы конкурентной борьбы на примерах. Кстати, вполне реальные примеры.


DDOS-атака:


Распространенный метод, который, если не вдаваться в технические аспекты, заключается в том, что сайт конкурента перегружается массой запросов и перестает функционировать. Такой метод довольно дорогостоящ и ограничен по времени. Эффективность такого метода может быть довольно высокой, особенно если Вы используете все методы интернет маркетинга: Маркет, контекстная реклама, продвижение. Потери для бизнеса могут быть ощутимыми. Представьте себе, что в течение недели к вам не приходит ни один посетитель. Например: интернет магазин бизнес аксессуаров приносит в день до 20 000 рублей прибыли. Потери от неработающего сайта, подвергшегося атаке, составят 100 – 150 тысяч рублей, если она идет в течение 5 дней, плюс время на восстановление работоспособности сайта, плюс восстановление работы в рекламных системах. Картина довольно печальная. Кстати, такие действия могут попасть под статью уголовного кодекса. Проблема в том, что обнаружить источник и исполнителя довольно сложно. Ведь используется сеть зараженных компьютеров, распределенная по всему миру, а управляться такая сеть может кем угодно и откуда угодно.  Да и с доказательной базой не все однозначно – выйти на заказчика можно, но собрать доказательства против него будет проблематично. Договоры на DDOS-атаки не заключаются в письменном виде, и оплата не перечисляется через банки.


Как с этим бороться? Бороться можно – если у Вас хостинг оказывает такие услуги и обращаться к специалистам. Ну и конечно, обращаться в правоохранительные органы.


Распространение в сети негативной информации о конкурентах:


Интернет – это пространство для общения. Форумы, блоги, дневники, социальные сети – огромное поле обмена мнениями. Если Вы ставите себе цель навредить конкуренту, то для Вас открыты все пути. Пример:


Конкурент оказывает услуги. В сети ищутся ресурсы, куда заходят люди для получения информации и отзывов об услуге, и ненавязчиво начинает размещать посты о конкуренте – обслуживание некачественное, менеджеры хамы, клиентов посылают куда подальше и так далее. Могут еще и аналитику представить – типа, соотношение цены и качества услуги и наверняка конкурент окажется в последних рядах. Да много чего еще можно придумать и придумывают.


Скликивание бюджетов в системах контекстной рекламы


Этим грешат многие. Иногда и не со зла. Увидел объявление конкурента и дай кликну – что это он там рекламирует. Но есть и целенаправленное скликивание. Системы с этим борются, но это смотря как скликвать. Потери могут быть очень существенными – ведь в конкурентных тематиках  стоимость клика доходит до 1000 и выше рублей. Способ борьбы предоставляют и сами системы - Запрещение показов по IP-адресам. Но это только если Вы знаете эти адреса.


Взлом сайтов


Взлом сайтов довольно распространенное явление.  Практически любой сайт можно взломать или украсть пароль от ФТП, административных ресурсов. После взлома, размещается вирус или стирается информация, или заменяется. С этим сталкивались многие. Не обязательно, что это конкуренты, могут быть и просто «экспериментаторы». Но как метод борьбы с конкурентами такое тоже может использоваться. Бороться с этим не так сложно – антивирусные программы, контроль за сайтом, мониторинг изменения в файлах и простая бдительность.


Мелкие пакости:


Массированный спам электронной почты, если у компании не один сайт, то информирование об этом администрацию поисковых систем, и многое другое. Методы развиваются и рождаются новые способы, как осложнить жизнь бяке-конкуренту.


Основной совет – будьте бдительны.