Поговорим о коммерческих войнах. Не о войнах вообще, а о боевых действиях в Интернете. Маркетинговые войны идут уже давно – есть победители, есть побежденные, и есть кладбище компаний, которые погибли на этой войне. Войны идут постоянно, и глобальные между транснацинальными корпорациями, и локальные схватки. Результат бывает разный. Битвы гигантов редко заканчиваются гибелью проигравшего. Практически, всегда у побежденного есть время на зализывание ран, на потягивание резервов и на смену тактики. Чего не скажешь о схватках мелких компаний. Эти битвы более жестоки, и в них участвуют не два равноценных соперника, а иногда несколько десятков компаний, причем разных и по ресурсам и по типу. Эти схватки никогда не заканчиваются, лишь на время накал страстей утихает, чтобы разгореться с новой силой. Место погибших сразу занимают новички и сражения продолжаются с новой силой. Если у Вас развитое воображение, то представьте себе интернет, как огромную территорию, над которой поднимается дым пожарищ и по всему пространству идут сражения, причем войны ведутся самыми различными средствами.
Вот несколько высокотехнологичных компаний, сидя за компьютерами бросают в бой отряды роботов и сражение идет на уровне программ. А рядом сражаются с десяток армий, орудуя кусками железобетона и повергая противников мешками с цементом. А вот идет битва, в которой основными орудиями являются плюшевые мишки и зайчики – смешно, быть убитым дешевым китайским Чебурашкой. Есть и тихушники, которые подтравиливают конкурентов галлонами жидкости, похожей по цвету и запаху на дорогие духи. Если посмотреть на море, то видно как пиратские флотилии идут на абордаж на корабли медиа гигантов. Короче, картинка та еще. И в этих войнах ведь есть и реальные потери, и кладбище жертв таких сражений все растет. И это не шутка, а реальность. Пусть Вам не кажется, что маркетинговые войны в Интернете бескровны – реальных жертв тут, к сожалению, наберется не на одно кладбище. Но такова уж жизнь, и таков человек, у которого есть органы, которые не всегда справляются с поражениями. Инфаркты, инсульты, деперессии не удлиняют человеческую жизнь.
Даже если Вы еще не вступили на поле битвы под названием Интернет, не думайте, что Ваш бизнес в безопасности. Возможно, в эту минуту Ваши конкуренты срочно вооружаются, покупая у торговцев интернет оружием – Веб студий, орудия убийства в виде сайтов или нанимая наемных убийц – оптимизаторов. Не пропустите точку невозврата, когда будет поздно что-либо делать и деньги, которые так Вам нужны, потекут в карманы противников.
Неужели все так плохо? Не везде. Возможно в Вашем городе еще можно продержаться, малюя объявления на заборе и размахивая каменным топором отгоняя гоблинов и троллей, но из-за угла за Вами уже следит молодой человек с ноутбуком под мышкой, внимательно подсчитывает затраты на Ваше устранение и подыскивая интернет-киллера. Не думайте, что сможете отсидеться в окопе, а уж если Вы работаете в сфере услуг или поставок оборудования, то мобильные бригады, вооруженные веб-сайтами атакуют Вас с флангов и рано или поздно Вы потерпите поражение, если не сможете воевать с ними на их территории. Их союзники - миллионы пользователей сети и простая человеческая лень. Интернет дает возможность, не выходя из дома и не поднимаясь из-за стола купить, заказать что угодно и где годно. Заборы и газеты проигрывают по всем параметрам интернет – площадкам. И людей, уходящих в интернет, становится все больше и этот процесс необратим. Ваши офлайновые союзники остаются в меньшинстве и, о человеческая слабость, мелкими группами переходят на сторону более удачливых и мобильных противников.
Да что вы мне тут поете, я торгую оборудованием, и у меня сегодня самые лучшие цены в регионе, и склады меня есть, и запасы на складе позволяют обеспечить всех и вся, а у конкурентов и склада то нет – лишь комнатка в офисном здании. Мальчишки, раздавлю!!!
Позволим себе остановить Ваше внимание на комнатке. Задайте себе вопрос, сколько стоит аренда такой комнатки? А сколько стоят Ваши помещения, склады, нелеквиды? А теперь вспомните, как формируется цена Ваших товаров. Думается, что все станет понятно. При хорошо налаженной системе логистики, все Ваши преимущества могут превратиться в недостатки. Подумайте над этим.
Другой пример – Вы производитель. У Вас очередь из клиентов. Это хорошо!? Конечно хорошо, но есть одно но. Приведем пример реальной схватки.
Кролики – это не только ценный мех, но и штат работников, помещения, корма, клетки, ветеринары и периодические
болезни пушистой валюты. Затраты на содержание и маркетинг всего этого довольно велики, хотя и отдача может быть серьезной. Но тут на арену выходят поставщики более дешевой китайской или европейской крольчатины, и интернет начинает пестреть рекламой высокоусвояемого мяса из поднебесной. Там на размножение кроликов не устанавливаются ограничения, как на людей. И вот очередь редеет, и это уже не крупные оптовые покупатели, а мелкие. И хотя очередь все еще есть, но деньги как-то неравномерно приходят и небольшими порциями. А тут еще болезнь скосила все поголовье, и нужно не только новых кролей заводить, но и чистить все помещения, и клетки все менять – деньги и еще раз деньги. А очередь-то есть и контракты надо выполнять. И пошли срывы, выплаты неустоек – а в интернете еще несколько конторок начали барыжить крольчатиной с колес. Результат предсказуем – ликвидация компании и распродажа имущества. Свежая могилка на кладбище компаний.
Да что Вы тут пугаете – у меня есть магазин, и мы сами компьютеры собираем, и телефоны у нас серенькие и дешевые, да и район у нас отдаленный – плевать мы хотели на всех, нам и без сайта хорошо. Угу. А Вы давно в интернет заглядывали на сайты интернет-магазинов? Или Вы только оптовиков смотрите? Так вот, смею Вас огорчить, серостью и черностью сейчас торгуют все кому не лень, и цены там ниже Ваших. Не верите? Давайте посчитаем. Поставщики и у Вас и у онлайн - торговцев одни и те же, только Вам нужно содержать помещения, а эти бяки дома сидят и всего персонала у них два с половиной калеки, считая самого владельца. А почта работает, и курьеры стоят копейки. Да и Вы сами рубите сук, на котором сидите, собираете и продаете недорогие компьютеры. Наверное, и модемами торгуете? Ну, ну. Короче, Вы еще место на кладбище магазинов не застолбили? Зря, пора уже.
Продолжать можно еще и еще, но думаю и так все понятно.
Если Ваш бизнес сегодня только в офлайне, это еще не значит, что так будет всегда. Интернет, как раковая опухоль все разрастается и захватывает все большую территорию, распространяя свои правила на все и вся. Спешите, а то Вы можете оказаться посреди поля битвы с мухобойкой, в окружении толпы, вооруженной до зубов.